ГАЗ Volga Siber и Chrysler Sebring перерождение и вымирание обзор лучшего автомобильного проекта загнившего в России
В Росси, что не сделай - все грабли. Так и на этот раз, заменив всем надоевшую Волгу на Американскую иномарку превосходный проект Олега Дерипаска превратился в России в провальный. Почему? А просто, здесь не поняли, что такой Сайбер и чем он отличается от Волги… Или кризис убил? А жаль. Ну что же, что было, то было, а теперь, по порядку.
Volga Siber и Chrysler Sebring: Sebring — перерождение
Может ли скромный фейслифтинг заставить людей
разных социальных слоев и достатка обратить
внимание на неприметный прежде автомобиль? Может,
если на его багажник наклеить шильдик Volga!
Хромированная решетка радиатора, оригинальные
бамперы и оптика не сделали старый Siber красавцем,
но по сравнению с американским родственником Volga
выглядит свежо. Народ клюнул: кто-то
приценивается, комуто просто интересно, чем ныне
живет российский автопром… А вот Sebring у
окружающих никакого интереса не вызывает, вслед
ему уже давно не оглядываются.
Некоторые любители американских машин считают
парочку Chrysler Sebring/Dodge Stratus вместе с малоизвестным
у нас Plymouth Breeze и прочими производными
крайслеровской платформы JR 2001—2006 годов не
совсем удачными моделями, утратившими
американский дух. Хотя девять лет назад их
конструкция в чем-то казалась даже новаторской:
оригинальная компоновка cab-forward со сдвинутым
вперед салоном, поперечное расположение
двигателя и более собранная подвеска. Именно с
этой машиной Chrysler попытался выйти на рынок
Старого Света, но успеха не снискал: небольшой
спрос имели только кабриолеты, поэтому поставки
Sebring во многие страны были свернуты еще до
окончания его производства.
А вот на российском вторичном рынке Sebring/Stratus
востребован и поныне благодаря низким ценам. К
тому же в России всегда существовала прослойка
любителей машин из-за океана. Вот только захотят
ли они пересесть на «Волгу»?
Проще — лучше?
Даже европеизированный Chrysler на наших дорогах
кажется экзотикой. Низкая линия крыши, покатый
капот, эффектный хвостик багажника… Салон родом
из девяностых со столь любимой (до сих пор!)
американскими производителями ядовито-зеленой
калькуляторной подсветкой аудиосистемы кажется
устаревшим. Впрочем, к расположению органов
управления претензий нет, хотя некоторые решения
удивляют. Необычны и поворотный рычаг
стеклоочистителя, и пристроенный на левый
подрулевой рычажок регулятор яркости подсветки
приборов, который в крайнем положении зажигает
освещение салона. Нельзя отдельно включить
кондиционер — он принудительно активируется в
некоторых положениях рукоятки, ведающей
распределением потоков воздуха в салоне. Причем
направить кондиционированный воздух только в
ноги или на стекло либо включить режим
рециркуляции при неработающем кондиционере
нельзя. Зато рычаг трансмиссии и «ручник» здесь
на привычных европейцам местах.
Chrysler Sebring, мощность — 152 л.с., разгон 0—100 км/ч за 11
с, макс.скорость — 180 км/ч, цена — 430 000 руб. *
Автомобиль 2004 года
Материалы отделки Chrysler традиционно просты, а «деревянные»
накладки выглядят совсем уж пластмассовыми.
Верхняя часть передней панели и Sebring, и Siber только
кажется мягкой: вместо приятного на ощупь
материала — гулкий пластик. Но в целом черный
кожаный салон выглядит солидно и дорого.
Volga Siber. Салон собран достаточно качественно и
из неплохих материалов. Картину строгого
интерьера портит лишь вставка под дерево
Сhrysler Sebring. Найдите 10 отличий… По сути салоны
разнятся лишь эмблемой на руле да наличием у «американца»
кнопок круиз-контроля
В мягких креслах
Увы, стильная внешность диктует свои
особенности посадки. Широкие передние стойки и
низкая крыша портят переднюю и боковую
обзорность, а у машины из-за океана к тому же
слишком маленькие наружные зеркала. Можно было
бы похвалить Siber за большие зеркала с встроенными
поворотниками, если бы они не так сильно искажали
изображение по краям.
В мягких креслах Sebring сидишь низко, а висок все
равно в опасной близости от передней стойки
кузова. Рослым водителям не только трудно
забраться в салон, но и непросто разместиться
внутри — запас пространства над головой
стремится к нулю, к тому же глаза упираются в
верхнюю кромку ветрового стекла.
У Volga сиденья другие — поставщики Chrysler уже
перестали выпускать оригинальные кресла, потому
разработку новых заказали американской фирме Lear.
Их производство организовали в России. Новые
кресла не изменили позу водителя и не добавили
простора над головой. Зато можно менять высоту и
базовых сидений с механическими регулировками, и
кожаных с электроприводами. В целом кресла Volga
лучше крайслеровских — более плотные с ощутимой
боковой поддержкой. Сиденья Chrysler понравятся лишь
любителям вальяжной посадки. Они хоть и выглядят
рельефными, на деле излишне мягкие и в поворотах
хорошо держат только людей плотной комплекции.
Задний диван Siber по форме очень похож на
крайслеровский с той лишь разницей, что Volga имеет
подлокотник и два подголовника. Двоим вольготно
и на том, и на другом — места для коленей и
ступней вполне достаточно, но третий пассажир
заставит соседей упираться головами в низкие
скосы крыши.
Chrysler Sebring. Велюровый диван отформован под двоих
пассажиров
Volga Siber. Места для ног достаточно, но на рослых
водителей будет давить низкая крыша
Большой багажник разочаровывает
многочисленными выступами и высоким бортиком.
Огромная ниша под ковриком рассчитана на
полноразмерное колесо, но в Chrysler обнаружилась
только худенькая докатка. А вот газовцы
упаковали сюда полноценную запаску, не
поскупившись и на фирменный легкосплавный диск.
Увы, ни в одном из багажников не оказалось
внутренних ручек и обивок крышки — закрывая
отсек, рискуешь поцарапаться о голое железо.
Немного о внутреннем
Volga Siber. Широкий проем открывает доступ в
достаточно объемный багажник
Chrysler Sebring. Обивка крышки багажника здесь была,
владелец не установил ее после ремонта
Под Евро 4
Chrysler Sebring выпускался с двигателями объемом 2 и 2,7
л, но в Россию везут в основном машины с мотором 2,4
л, который и в Нижнем Новгороде уже знают вдоль и
поперек — такой устанавливали на старушку ГАЗ-31105.
Вариант для Siber развивает 143 л. с. вместо 152 л. с. у
Sebring — снижение мощности объясняется адаптацией
к Евро 4 и отечественному Аи-92. Но на ходу отличия
практически незаметны, причем по ощущениям Volga
набирает сотню быстрее! Во всяком случае, от Chrysler
с его паспортными 11 с почти не отстает. С места и
Siber, и Sebring берут резво, а затем ускоряются хоть и
надежно, но неторопливо под шумный аккомпанемент
мотора — слишком уж растянуты передаточные
числа. Тяга будто вязнет в недрах
четырехступенчатого автомата, который не балует
адаптивностью, зато абсолютно предсказуем и
четко реагирует на движения педали газа: надавил
сильнее — коробка переходит на одну или две
передачи ниже, приотпустил — включает
повышенную.
По рельсам и стыкам
Chrysler Sebring отлично держит прямую и вполне
нормально ведет себя в поворотах, но крены
всетаки великоваты, а при разгоне и торможении
автомобиль слегка раскачивается. Руль хоть и
наливается тяжестью на скорости,
информативностью не блещет. И все-таки по
сравнению со старыми «американцами» явный
прогресс!
Volga с ужесточенной подвеской едет еще лучше. В
поворотах машина не заваливается набок, строго
держит траекторию, не пытаясь соскользнуть
наружу от центра. Рулевое управление чуть
понятнее, хотя информативность все равно
оставляет желать лучшего. На сжатие подвеска
работает очень комфортно — искусственные
неровности можно проходить, вообще не сбрасывая
хода. А вот на отбой — беда: ямы с острыми краями,
трамвайные пути или железные стыки эстакад
отзываются жесткими ударами и грохотом.
Прикладная экономика
Volga Siber пока предлагается с единственным
силовым агрегатом — только 2,4 л и автомат. Машина
в стандартной комплектации Comfort стоит 487 000 руб.
Для нового автомобиля D-класса с автоматической
коробкой передач, кондиционером, ABS, ESP и полным
электропакетом — это очень недорого! Элементы
роскоши вроде легкосплавных дисков,
противотуманных фар, кожаных сидений с
электрорегулировками и подогревом поднимают
цену до 557 300 руб.
Volga Siber, мощность — 143 л.с., разгон 0—100 км/ч за 13,4 с,
макс.скорость — 185 км/ч, цена — 557 300 руб.
Конечно, подержанный Sebring дешевле: на деньги за
базовую Volga Siber в исполнении Comfort можно приобрести
свежий трехгодовалый автомобиль и даже найти
экземпляр с двигателем V6 2.7, климат-контролем и
кожаным салоном. Но новым он уже никак не будет.
Так что с учетом трехлетней заводской гарантии,
российской адаптации (правильная оптика, более
жесткая подвеска, увеличенный дорожный просвет)
и обещанной доступности запчастей Volga кажется
гораздо более разумной и выгодной покупкой.
Благо удачный опыт адаптации иностранной модели
в истории отечественного автопрома уже есть —
появившийся в 1970 году ВАЗ-2101 был по сути
существенно доработанной версией Fiat 124, более
приспособленной к нашим условиям. Лишь бы
ненавязчивый отечественный сервис в очередной
раз все не испортил… Итог мнения
Группа ГАЗ пошла по проторенной многими
производителями дороге — купила лицензию и
оборудование для выпуска снятой с производства
модели. В этом тесте мы намеренно не выставляли
оценки, однако можно сказать, что Volga Siber
значительно лучше своего американского
прообраза. А привлекательная цена должна помочь
модели выжить в условиях кризиса.
Фотогалерея
А теперь о грустном...
Группа ГАЗ Олега Дерипаски намерена с 2010 года закрыть производство представительского седана GAZ Siber. Это часть антикризисного плана группы для кредиторов, с которым удалось ознакомиться "Ъ". Долг ГАЗа превышает 40 млрд руб, а контрольный пакет группы оказался в залоге у одного из банков.
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация группы ГАЗ для держателей ее облигаций на 5 млрд руб., по которым в феврале был допущен техдефолт. В ней впервые раскрыто текущее финансовое состояние группы ГАЗ и структура ее долга. В 2008 году группа ожидает чистый убыток в 5,2 млрд руб. (см. таблицу 1), 2007 год группа окончила с прибылью в 7,2 млрд руб. Как прогнозирует ГАЗ, в 2009 году чистый убыток вырастет почти втрое - до 16,7 млрд руб. Но если по итогам прошлого года группа получит только чистый убыток, то в нынешнем - еще и операционный. Телефоны представителя ГАЗа вчера не отвечали. Но данные презентации близки к прогнозам главы группы Сергея Занозина: осенью он говорил, что в 2008 году выручка может упасть на 7-8% (согласно презентации, упадет на 6,3%), а EBITDA - на 40-50% (62%).
Из-за кризиса ГАЗ отказывается от "нерентабельных производств", сказано в презентации. С 2010 года группа намерена "закрыть производство сегмента "Легковые автомобили"". Речь идет об остановке выпуска седана GAZ Siber, созданного на платформе Chrysler. В его лице ГАЗ пытался создать замену "Волге", и, по словам одного из бывших топ-менеджеров ГАЗа, желание иметь производство легкового автомобиля выражал лично Олег Дерипаска. Производство Siber было запущено летом 2008 года, но уже к осени стало ясно, что оно нерентабельно. Сергей Занозин признал, что для выхода на безубыточность надо собирать не менее 100 тыс. Siber в год, тогда как в 2008 году было собрано не более нескольких тысяч машин.
Закрытие дивизиона "Легковые автомобили" означает неудачу группы в сегменте легковых автомобилей в целом. ГАЗ остановил выпуск "Волг", не сумев снизить цену машины. Чтобы сделать рентабельным Siber, группа собиралась дозагрузить его конвейер контрактной сборкой иномарок, но переговоры об этом с GM и Chrysler результатов не дали. ГАЗ также собирался вложить до $1 млрд в разработку бюджетного автомобиля, который составил бы конкуренцию Renault Logan, но и этот проект не стартовал. Отказаться от идеи выпускать легковую машину - единственное правильное решение, полагает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. Он напоминает, что GAZ Siber не попал в список автомобилей, кредиты на покупку которых государство будет дотировать потребителю.
В презентации ГАЗ признает, что у него возникли проблемы с обслуживанием кредитов. Общая долговая нагрузка ГАЗа на 19 февраля составляла 45 млрд руб, из них 23 млрд руб. следует погасить уже в первом квартале. "У группы отсутствуют денежные средства на погашение этой задолженности",- сказано в презентации. В январе и феврале группа уже просрочила задолженность на 13,5 млрд руб. В целом до конца декабря 2009 года ГАЗу предстоит погасить не менее 80% общей задолженности, то есть 36 млрд руб.
В залоге по кредитам ГАЗа находятся "оборудование, здания, продукция и имущественные права", в том числе "контрольный пакет акций ОАО ГАЗ (на балансе этого юрлица консолидированы все предприятия группы.- "Ъ")". Крупнейшие кредиторы группы - госбанки, они держат более трети ее долга (см. таблицу). Всего кредиторов двенадцать: помимо ВТБ, ВЭБа и Сбербанка, это Газпромбанк, "Абсолют банк", Альфа-банк, Коммерцбанк, Кредит Европа банк, Петрокоммерц, Райффайзенбанк, Сведбанк и "Уралсиб". Где заложен контрольный пакет ГАЗа, в презентации не сказано. Два источника, близких к группе, говорят, что в Сбербанке, но в банке "не комментируют отношения с клиентом".
Обзор Volga Siber (Chrysler Sebring). Тест-Драйв
ГАЗ предлагает кредиторам пролонгировать кредиты как минимум на пять лет с заморозкой выплат по основному долгу на два года. Проценты ГАЗ готов начать выплачивать через полгода. Поскольку "все активы группы ГАЗ заложены", говорится в ее презентации, дополнительным обеспечением по кредитам могут стать только госгарантии. Сейчас вопрос о помощи ГАЗу рассматривает комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова. Но максимальный размер госгарантий - 10 млрд руб., так что они покроют не более четверти долга группы ГАЗ. Решений о выдаче даже этих гарантий не принято. Поэтому ГАЗ предлагает банкам ввести представителей в совет директоров и выдвинуть новые ковенанты по кредитам. В случае согласия банков группа сможет выкупить облигации на 5 млрд руб. в рассрочку до конца 2010 года. Условия, предложенные ГАЗом, в целом могут быть интересны банкам, считает Михаил Пак, поясняя, что "требовать от ГАЗа возврата кредитов сейчас бессмысленно". Михаил Лямин из Банка Москвы считает "вполне вероятным то, что в результате всей этой истории контрольный пакет ГАЗа окажется у одного из кредиторов". Он напоминает, что авторынок сейчас "далеко не в лучшей форме", а государство "затягивает вопрос госфинансирования группы и выделения ей госгарантий".
Очевидно, дело не рентабельности, а в наступившем кризисе. Слишком большая долговая нагрузка на производителя. А жаль, проект был не плохой.
Предлагаем подборку лучших товаров по данной теме, найденных в сети. Приобретайте по нашим ссылкам и получайте максимальную скидку на всю сумму заказа! Перейдите в магазин и получите свою выгоду сейчас: